Актуальность и значимость этой темы. Травля детей со стороны сверстников, так называемый буллинг, сегодня одна из наиболее распространенных проблем образовательных организаций, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в коллективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Внимание педагогов и психологов к проблеме буллинга неуклонно растет, поскольку очевидным становится тот факт, что его своевременное предотвращение и помощь детям, уже ставшим жертвами травли со стороны сверстников должны исходить именно от взрослых. Как правило, сами дети оказываются бессильны решить эту проблему, что приводит к печальным последствиям. Об этом говорит и статистика, согласно которой от 15 до 25%детей участвовали в травлях. Доказательством этому являются также все новые записи издевательств над сверстниками, появляющиеся в СМИ.

В связи с этим особо актуальным становится вопрос профилактики буллинга: привлечение внимания школьной общественности к созданию условий, препятствующих возникновению данного явления, обучение педагогов и родителей навыкам распознавания ситуации травли над ребенком, а главное — своевременной помощи, правильной тактике поведения взрослых, если буллинг уже имел место.

Для отечественной науки изучение буллинга является достаточно новым направлением исследований. Отдельные компоненты этого направления были изучены в работах М. Г. Нечаевой, В. С. Собкина, А. Началджяна, Г. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, И. А. Фурмановой, В. Р. Петросянц, Д. Н. Соловьева, Д. Н. Гриненко и др.

И так, давайте разберемся все же, что такое буллинг. В сжатом содержании «Буллинг» это психологический террор, избиения, травля одного человека другим. Данный термин изначально обозначал школьное насилие (насилие в ОО), но потом появился офисный буллинг (моббинг). Аналогом буллинга является дедовщина в армии, считает социальный психолог Сергей Ениколопов. Если рассматривать это понятие более полно, то можно «Буллинг» определить как различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей он проявляется в виде систематических насмешек или обидных прозвищ, отражающих какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других это порча их личных вещей или откровенное вымогательство. Для третьих — издевательства, оскорбляющие человеческое достоинство, например, публичное избиение слабого, с последующим размещением записи в сети с соответствующими комментариями, или попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Так же еще существует такая разновидность буллинга как «Кибербуллинг» (кибертравля, интернет-травля) — оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС.

По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. В России 19% опрошенных детей признались, что были подвергнуты буллингу. Пятая часть российских детей — жертв буллинга подвергается обидам и унижениям каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для детей 11–12 лет: почти треть из них подвергается оскорблениям чаще одного раза в неделю.

Буллинг включает четыре главных компонента: агрессивное и негативное поведение; оно осуществляется регулярно; происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью; это поведение является умышленным.     

Виды буллинга: бросание предметами, воровство, высмеивание, грабеж (например, денег на завтрак), дедовщина, травля новеньких, доведение человека до отчаяния, изоляции, одиночества, домогательства, запугивание, избивание, издевательства, мстительные взгляды, навязывание поступков, нанесение физических увечий, насмешки, непристойные прикосновения, несправедливая критика, обидные розыгрыши, обман, оскорбления (и другие проявления словесной агрессии), осмеивание внешности или одежды, плевки, подножки, показ непристойных жестов, порча чужой собственности, пошлые шутки, презрительное отношение, прятанье чужих вещей, публичное унижение, распространение слухов, распускание сплетен, толчки, подзатыльники, угроза нанесения физических увечий, угроза раскрыть чью-либо тайну, унижение. шантаж.

Причины буллинга. Почему можно стать мишенью травли?

Исследования показывают, что примерно 25% детей испытывают на себе травлю, поэтому вы не одиноки. Хотя есть много причин, почему травля может быть направленна на вас, основные причины, обычно, — ваш внешний вид и то, как вы ведете себя в группе сверстников.

Хулиганы склонны задираться на людей, которые «отличаются» от них и не подходят под «критерии основного течения». Это может быть из-за того, как вы одеваетесь, ведете себя или из-за вашей расовой, религиозной принадлежности или сексуальной ориентации. Это может быть просто потому, что вы новенький в школе или недавно переехали и еще не успели обзавестись друзьями.

Буллинг в своих самых  ужасных проявлениях наиболее явным становится в подростковый период. Правда, еще в младшей школе каждый член группы (класса) постепенно занимает свою позицию, начинает играть свою роль. Как правило, если у ребенка были проблемы во взаимоотношениях в младших классах, скорее всего, его  будут одним из первых пробовать «продавить» в средней школе. Конечно, не редки случаи, когда при переходе в 5 класс ребенок  набирает свои очки и поднимается в рейтинге, но это совсем другая история, и для него тоже нужен «толчок». Такой же толчок нужен и для того, чтобы тот или иной ребенок получил роль жертвы.

Структура  буллинга:жертва; агрессор; наблюдатель (ли).

Кандидаты на роль «жертвы»:

  • дети пережившие развод родителей;
  • те, у кого проблемы в семье;
  • сменившие место учебы;
  • одаренные дети;
  • те, от кого родители требуют больших свершений;
  • подростки из бедных семей;
  • дети с инвалидностью; пережившие смерть родственников (сироты).

Признаки того, что ребенок стал жертвой травли:

  • часто получает в свой адрес оскорбительные замечания;
  • склонен подчиняться другим детям;
  • приходит домой с синяками, в порванной одежде и не может дать этому внятного объяснения;
  • не принимает участия в групповых играх или оказывается последним, кого пригласили в игру;
  • не имеет постоянных друзей, регулярно впадает в «немилость» у одноклассников;
  • ребенок не получает приглашений в гости и сам никого не приглашает;
  • выказывает признаки страха или сильного нежелания ходить на учебу.

Как вести себя с жертвой:

  • сказать ребенку, которого травят: «я тебе верю»;
  • помнить, что жертва не виновата в насилии. не пытайтесь оправдать насилие, объясняя его «сам виноват»;
  • принцип: учителя и дети вместе против буллинга и моббинга. не обвинять агрессора, а попробовать его привлечь на сторону добра;

следить за тем, чтобы самим не спровоцировать насилие. Поддерживать собственный авторитет и здоровую обстановку в группе.

Памятка

Если над вами издеваются, помните!

  • Не порицайте себяЭто не ваша вина. Неважно, что вам говорят или что делают с вами, вы не должны испытывать стыд от того, кто вы и что вы чувствуете.
  • Гордитесь тем, кто вы такойНесмотря на то, что вам говорят хулиганы, есть много вещей, которыми вы можете гордиться. Держите в голове это, а не то, что вы слышите от хулиганов.
  • Попросите о помощи. Поговорите с родителями, учителем, консультантом или другим взрослым, которому вы можете доверять. Встреча с консультантом не означает, что с вами что-то не так.
  • Научитесь справляться со стрессом. Новые способы облегчения стресса могут быть настолько жизнеутвреждающими, что вы не будете приглушены травлей. Тренируйтесь, медитируйте, думайте о себе хорошо, практикуйте мышечную релаксацию и дыхательные упражнения. Все это — хорошие способы управлять стрессом в случае травли.

Кандидаты на роль «агрессора»:

Дети, участвующие в травле, не обязательно сами были подвержены насилию. Агрессорами могут оказаться популярные среди сверстников подростки с высоким статусом и хорошими навыками общения.

Зачинщиками травли часто бывают дети, «близкие к идеалу» — сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе: у них есть глубокий социальный страх «упасть с пьедестала». А еще дети — неформальные лидеры, часто недополучившие родительской любви.

Как вести себя с агрессором:

  • признать свою ответственность как взрослого;
  • изменить свое поведение, не прибегать к агрессии, дать пример здорового разрешения конфликтов;
  • понять, что ребенок в беде, и встать на его сторону;
  • не винить, не призывать к пониманию, а призвать его в союзники в лечении болезни — «травли».

Что же делать?

  1. Применять жесткие меры

 Задиры привыкли к жесткому обращению и мягких методов не понимают. Они признают силу. Силу физическую или умственную. И для них жесткие методы поведения являются авторитетными и желаемыми. Жестко можно поставить на место и кулаками, и словами. Желательно, чтобы методы были жесткими, но не жестокими.

  • Полное игнорирование.

Этот метода работает в 70% случаев. Часто буллерам (задирам) просто надоедает то, что они никак не могут на тебя воздействовать, зацепить, унизить. Когда они понимают, что тебе все равно, могут оставить тебя в покое и начать искать себе новую «жертву» для насмешек. В остальных 30% случаев, если буллеры заметят хоть одно твое больное место, игнорирование не поможет. Они будут использовать его, чтобы докопаться до тебя еще сильнее. Тогда самое время менять тактику. 

  • Уход от проблемы.

Близко к игнорированию. Самый распространенный и самый неэффективный метод — избегать встреч с задирами. Это не всегда помогает. Можно перейти в другую школу. Это тоже вариант 50/50, потому что в новой школе тоже могут как «травить», так и дружить.

  • Перетерпеть и подождать, пока само  пройдет.

Как известно, ничто не вечно. Все когда-нибудь кончается. И школьный буллинг тоже. Можно его просто перетерпеть, простить или занять нейтральную сторону.

  • Быть сильным несмотря ни на что.

Это не сложно. Ты можешь быть просто не участвовать в этих бессмысленных разборках и жить по своим правилам. Ты можешь быть аутсайдером, но оставаться при этом человеком с собственным взглядом на происходящее. Даже если тебе обидно, все равно гни свою линию. Потому что задиры останутся такими же, а ты вырастешь сильной личностью. Часто, за непробиваемость характера, начинают уважать.

  • Изменить себя

Бывает так, что тот человек, которого унижают, как говорится, «сам напросился», своей наглостью, высокомерием, пренебрежением или чем-нибудь другим. Поэтому подумай, есть ли что-то в тебе такое, за что могли на тебя ополчиться одноклассники.

Кандидаты на роль «наблюдатель»:

Очевидцами являются все те, кто видит издевки над изгоем и не реагирует на это. Невзирая на невмешательство в процесс, наблюдатели, как правило, находятся под впечатлением от увиденного, но часто испытывают страх или беспомощность, поэтому не могут остановить психологическое насилие в коллективе;

Наблюдателей может мучить чувство вины из-за бездействия либо потому, что они тоже участвовали в издевательствах. Последствием становится отчужденная, холодная атмосфера в коллективе;

В буллинге мы видим себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертва выглядит смешно и жалко), не очень хочет ассоциироваться со слабыми.

Советы взрослым, как прекратить буллинг и травлю

  1. выявить буллинг и прекратить травлю;
  2. учителя и родители тех, над кем издеваются, так и хулиганов, могут сыграть ключевую роль в предотвращении, выявлении и прекращении буллинга. Создайте дома и в школе безопасную атмосферу без стресса — это поможет предотвратить напряжение и тревогу, которая приводит к буллингу;
  3. несмотря на то, насколько проблема становится распространенной, многие родители и учителя все еще имеют неверные представления о буллинге;
  4. предпримите шаги, чтобы остановить травлю:
  5. поговорите с детьми об издевательствах. Простой разговор о проблеме может быть сильным средством в облегчении стресса для ребенка, над которым издеваются. Будьте поддерживающими и выслушайте чувства ребенка без оценок, критики или порицаний.
  6. убирайте приманкиЕсли ваш ребенок становится целью издевательств из-за денег на обед, телефона или, например, айпода, предложите ребенку взять в школу обед или оставьте гаджеты дома.
  7. окажите помощь ребенку, который боится травли. Убедитесь, что учителя, тренера и консультанты знают, что над ребенком издеваются. Ни один ребенок не должен справляться с травлей в одиночестве.
  8. помогите избежать изолированности ребенку, над которым издеваютсяДети, имеющие друзей, лучше приспособлены к тому, чтобы справиться с травлей. Найдите способ расширить их круг общения через молодежные кружки или клубы, например.

Советы для родителей по борьбе с издевающимся ребенком

Узнайте о жизни ребенка. Если ваше поведение дома не оказывает негативного влияния на вашего ребенка, возможно его друзья или сверстники поощряют его издевательства. Ваш ребенок может бороться за то, чтобы соответствовать другим, или стремится установить отношения с другими детьми. Поговорите с ребенком. Чем больше вы поймете о его жизни, тем проще вам будет выяснить источник проблем.

Расскажите ребенку о том, что такое травля. Ваш ребенок может плохо понимать социальные знаки или может не понимать, насколько болезненным и разрушающим его поведение может быть. Усильте эмпатию и понимание ребенка, поощрив его посмотреть на действия со стороны жертвы. Напомните своему ребенку, что издевательства могут иметь юридические последствия.

Управляйте стрессом. Научите ребенка конструктивным способам управления стрессом. Издевательства вашего ребенка могут быть способом справиться со стрессом. Или ваш собственный стресс, тревога или беспокойство могут создавать нестабильность в атмосфере. Тренируйтесь, проводите время на природе или поиграйте с домашним питомцем — все это отличные способы как для детей, так и для взрослых, чтобы выпустить пар и облегчить стресс.

Установите ограничения на технологии. Дайте своему ребенку знать, что вы будете контролировать время, проводимое им за компьютером, его электронную почту и сообщения на телефоне. Ограничьте количество времени, которое он проводит, играя в видеоигры и смотря телевизор. Многие исследования показывают, что многие популярные телевизионные программы и жестокие игры прославляют негативные ценности, снижают эмпатию и поощряют агрессию у детей.

Установите согласованные правила поведения. Убедитесь, что ваш ребенок понимает правила и наказания за их нарушение. Дети могут не понимать, что им нужна дисциплина, но отсутствие границ посылает сигнал, что ребенок не достоин времени родителей, их заботы и внимания.

Организационно-управленческие меры по предотвращению буллинга

  1. обеспечение безопасности помещений и территории образовательной организации;
    1. анализ социально-психологического климата образовательной организации и выработку общей позиции (политики) руководства, педагогического коллектива, обучающихся и родителей в отношения насилия в образовательной организации;
    1. разработка и принятие нормативных документов, правил поведения, должностных инструкций, алгоритмов действий, назначение ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия;
    1. создание или реформирование службы психологической поддержки образовательной организации и определение партнерских организаций и механизмов взаимодействия с ними для оказания помощи пострадавшим от насилия, обидчикам и свидетелям;
    1. мониторинг жизнедеятельности образовательной организации, уровня ее комфортности, инклюзивности и безопасности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что жертвами буллинга может стать довольно широкий круг людей, равно как  и стать буллером.  С возрастом данное явление становится все более частым, поскольку подобный  стиль поведения в определенной степени принимается обществом. Необходимо заметить, что буллинг, подчас рассматриваемый как редкое, сравнительно безобидное явление, в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Бывшие жертвы становятся тревожными, застенчивыми, менее общительными, у них снижается  самооценка, теряется самоуважение. И в заключении хотелось бы предложить вам несколько книг и фильмов, изучив которые вы сможете разобрать эту насущную тему более наглядно.

Книги для саморазвития в этой области

  1. «Как остановить травлю в колледже: Психология моббинга». (Эрлинг Руланн. Норвежский педагог анализирует механизм травли и дает свои рекомендации учителям и родителям).
  2. «Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости». (Аллана Гуггенбюля. Что толкает детей к насилию? Почему так много жестокости? Швейцарский психолог и психиатр Аллан Гуггенбюль исследует феномен детской и подростковой агрессивности и описывает свой метод работы).

11 фильмов для саморазвития в этой области

  • Благослови зверей и детей, 1971, реж. Стэнли Крамер
  • Кэрри, 1976, реж. Брайан де Пальма
  • Чучело, 1984, реж. Ролан Быков
  • Форрест Гамп, 1994, реж. Роберт Земекис
  • Слон, 2003, реж. Гас ван Сент
  • Класс, 2007, реж. Ильмар Рааг
  • Все умрут, а я останусь, 2008, реж. Валерия Гай Германика
  • Гадкий утенок, 2010, реж. Гарри Бардин
  • Повелитель мух, 1963, реж. Питер Брук

Список использованной литературы

  1. Змановская Е. В. // Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. — 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004 г., 288 с. 
  2. Косолапов Н. А. // Глоссарий по политической психологии. Авторский коллектив РУДН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/povedenie.html 
  3. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. — СПб.: Питер, 2001. — С. 240–274.
  4. Макарова Ю. Л. Характеристика буллинг-структуры на основе гендерного подхода // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Намсинк. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. — С. 29 — 31. 
  5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HAS…  
  6. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева — К.: Рута, 2001. — 320 с.
  7. Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Петросянц Виолетта Рубеновна. — СПб., 2011. — 210 с.
  8. Соловьев, Д. Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. Вып. № 9.

Педагогический кружок