Наказания, дозволенные законом
Наказ для молодого учителя в школе, дозволенный законом, 1905 г.
Молодому учителю
Подготовка к уроку
Никогда не приходи на урок без подготовки.
Готовясь к уроку, определи для себя прежде всего то, что ты должен повторить.
Приходи в кабинет немного раньше звонка. Убедись, всё ли готово к уроку: хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, приготовлены ли наглядные пособия.
Добивайся, чтобы ученики приветствовали тебя организованно.
Осмотри класс, обрати внимание на недисциплинированных ребят. Старайся показать учащимся красоту и значимость хорошо организованного начала урока, но стремись, чтобы на это уходило каждый раз всё меньше времени.
Чтобы не тратить время на поиск нужной страницы в журнале, её можно приготовить на перемене. Приучай дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
То, что задаёшь наизусть, должен знать наизусть сам.
Работа с учащимися на уроке
Начинай урок энергично.
Увлекай учеников интересным содержанием урока, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируй темп урока, помогай слабым поверить в свои силы.
Не задавай ученикам вопрос «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное.
Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников. Обращаться к школьникам лучше по имени.
При ответах учеников следи, чтобы они выговаривали слова ясно и отчётливо и чтобы все учащиеся слышали отвечающего.
Если на какой-либо вопрос несколько учеников совсем не ответят или ответят неверно и только затем последует правильный ответ, то можешь повторить его сам или попросить повторить кого-нибудь другого. Не забывай отметить удачный ответ.
Никогда не проводи урок в раздражённом состоянии. Сделай небольшой перерыв и, успокоившись, продолжай дальше.
Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без внимания. К участию в уроке нужно привлечь каждого ученика.
Если ученик не может дать правильный ответ, спрашивай другого; но если поймёшь, что это бесполезно, то не заставляй учеников отвечать попусту.
Никогда не спрашивай о том, что ученики ещё знать не могут. Ты должен твёрдо помнить, что могут и должны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: «Мы этого ещё не учили».
Избегай вопросов, на которые может или должно последовать лишь «да» или «нет».
Никогда не спрашивай: «Поняли?» Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно подумать, что ты сам уверен в том, что тебя не поняли.
Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, дай ему окончить предложение.
Не расхаживай по классу, выбери себе раз и навсегда определённое место, откуда и ученикам хорошо тебя видно, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный на одном и том же месте: каждый ученик должен быть уверен, что ты в любую минуту, если захочешь, можешь быть около него.
Всегда помни, что ты должен не проявлять своё красноречие, а суметь «разговорить» своих учеников.
Мотивируя оценку знаний, придай своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажи ученику, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую отметку.
Заканчивай урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайся заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делай это слишком часто и за небольшие усилия.
Не задавай домашней работы ученикам вместе со звонком, следи за тем, чтобы каждый ученик правильно записывал в свой дневник домашнее задание.
Прекращай урок со звонком. Напомни об обязанностях дежурного.
Отношения с учениками
«Не рисуйся» перед учениками своей учёностью.
«Выставляй» не самого себя, а преподаваемый предмет.
Всегда веди себя как образованный человек; никогда не позволяй себе по отношению к ученикам никаких вульгарных выражений.
Избегай всяких замечаний относительно положения, материального состояния, жизни отца или матери ученика.
У тебя не должно быть ни любимых, ни нелюбимых учеников.
Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.
Будь правдив с учениками. Если при преподавании или при исправлении работы сделаешь какую-нибудь ошибку, то признай её тотчас и докажи ученикам, что истина стоит выше тебя. Это сделает тебе честь как человеку, учителю и воспитателю, а на юные души произведёт незаметное, но самое благотворное влияние.
Дисциплина в классе
Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помни: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.
Держи в поле зрения весь класс. Особенно следи за теми, у кого внимание неустойчиво, кто отвлекается. Предотвращай попытки нарушить рабочий порядок.
Обращайся с просьбами и вопросами несколько чаще к ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
Не рассчитывай на быстрый успех. Не раздражайся, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха, главным образом, в себе.
Никогда не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности.
Если во время урока ученик нарушает дисциплину, то не раздражайся, помни, что он ребёнок. Попробуй «призвать к порядку» пристальным взглядом; только в том случае, если это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием.
Наказания, дозволенные законом, в твоём распоряжении. Однако последуй доброму совету — постарайся обходиться во время уроков вообще без всяких наказаний.
Письменные работы
Если ты берёшь на проверку письменные работы учеников, сразу же удостоверяйся в опрятности тетради: работы, выполненные неряшливо и небрежно, должны быть переписаны. На каждой письменной работе должна быть обозначена дата выполнения.
К письменным работам, задаваемым в классе, ученики должны быть тщательно подготовлены. Следи за тем, чтобы учащиеся не списывали друг у друга. Если работы учеников вызовут предположение, что один списал у другого, то главная вина — твоя.
Тщательно проверяй работы учеников, обращая внимание на то, исправлены ли ошибки в предшествующей работе. Все замечания, которые ты делаешь, пиши ясно и отчётливо.
Возвращай работы ученикам в срок.
Б е р е г и м и р в ш к о л е!
(По материалам ж. «Народная асвета»)