В МБОУ СОШ № 40 г. Пенза я работаю с 2006 года с небольшим перерывом в работе в этом образовательном учреждении. Я знаю одну прописную истину — в отношениях с людьми двери открываются на себя, может именно поэтому мне всегда легко общаться со своими учениками.
Сегодня профессия преподавателя для меня — это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того чем занимаешься, почувствовать себя нужным и приносящей пользу обществу, своей стране. Это дело моей души. Необходимость и потребность, как пища и воздух. Научился сам, научи другого — теперь это моя педагогическая философия.
В моем представлении преподаватель — это деловой партнер учеников и родителей, их помощник, советчик и союзник, не человек, дающий готовые решения ситуации, а сопровождающий в поиске выбора наиболее эффективного решения появляющихся ситуации и вопросов.
Чтобы сформировать у ребенка необходимые профессиональные компетенции, преподавателю необходимо быть всесторонне развитым и образованным человеком. Чтобы стать педагогом-профессионалом, считаю, что надо постоянно:
Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта (даже негативного);
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- опрашивать коллег;
- консультироваться у экспертов;
- получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- уметь оценивать поступки, привычки (свои и чужие).
Действовать:
- приниматься за любое дело;
- нести ответственность;
- входить в коллектив и вносить свой вклад;
- уметь организовать свою работу;
- уметь увлечь и повести за собой.
Сотрудничать:
- уметь взаимодействовать с людьми всех возрастов;
- принимать решения;
- уметь договариваться, улаживать разногласия и конфликты.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- уметь находить новые решения.
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное заставляет меня искать эффективные средства активизации познавательной деятельности обучающихся на занятии, творчески подходить к выбору методов и приемов изложения материала, поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии.
Мое педагогическое кредо: «Научи тому, что знаешь и умеешь: тебя тоже кто-то научил».
Мои принципы:
- быть собранным и последовательным;
- быть доброжелательным и отзывчивым, независимо от настроения;
- признавать свои ошибки и уметь просить прощения;
- уважать мнение других, в том числе и детей;
- поддерживать инициативу и активность студентов;
- помнить изречение «Не суди, да не судим будешь».
Цель моей профессиональной деятельности — создание условий для развития познавательных, творческих и исследовательских способностей ребят, воспитание у них уважения к людям, нетерпимости к несправедливости.
В силу моего характера мне более близки идеи педагогики сотрудничества.
Я уверен, преподаватель будет успешным лишь в том случае, если у него сложатся хорошие отношения с детьми. Ни одна педагогическая идея не может быть реализована, если я буду вызывать у ребят негативную реакцию, реакцию недоверия.
Казалось бы, почти 16-летний стаж работы (с весны 2006) дает право сказать: «Я мастер своего дела, я знаю, как учить и чему учить», но современная жизнь ежедневно задает все новые и новые вопросы, на которые нужно постоянно искать и находить ответы. Сегодня приходят дети совершенно не такие, как пять, десять лет назад. Они более эрудированные и любознательные, но по характеру вспыльчивые и нетерпимые. Чтобы найти общий язык с ними, недостаточно просто рассказывать и много показывать. Современному преподавателю необходимо обладать такими качествами, как терпение, внимательность, интеллигентность, тактичность, сдержанность, стрессоустойчивость, мобильность, эрудированность, иметь чувство стиля, меры, юмора, в совершенстве владеть техническими средствами и технологиями.
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда ребенок испытывает радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. К сожалению, все дети разные и не у всех получается хорошо отвечать на уроках и быстро осваивать материал. Моя задача — их терпеливо выслушать, подсказать им как можно доходчивее, обязательно оценить и похвалить, иначе пропадает интерес готовиться к занятиям. Между ребятами часто должен присутствовать дух соревнования, и каждый стремится быть лучшим. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, больше добьется в жизни, а, соответственно, и больше пользы принесет обществу.